Алексей (kobeleff) wrote,
Алексей
kobeleff

Форпост России за полярным кругом



Вы знаете, что такое Русский Север? Один из ярких примеров – Мурманская область, большая часть которой расположена за Северным полярным кругом. И сегодня я хочу рассказать о Североморске – закрытом военном городе, где расположена главная военно-морская база Северного флота России. К тому же это шестой по величине город за полярным кругом (крупнейший – Мурманск).



Начну издалека. В детстве я зачитывался произведениями Пикуля, особенно про Северный флот. Если вы не читали – рекомендую «Реквием каравану PQ-17» и «Мальчики с бантиками». И если на месте школы Соловецких юнг, где учился Пикуль, я был в 2016, то на там откуда он уходил на боевые задания я побывал в марте 2018 года. И место это сейчас носит название Североморск.

Вообще свое современное название Североморск получил в апреле 1951 года. А историю поселение на этом месте ведет аж с 1896-1897 годов. С 1917 года поселение называлось Ваенга – по названию одноименной реки. Кстати, слово «ваенга» происходит от саамского (местная народность) и переводится самка оленя, «важенка». По состоянию на 1917 год в Ваенге проживало всего 13 человек и занимались они рыболовством, охотой и скотоводством. Но после революции Мурманск и территории вокруг него начали развиваться. В 1926 году в Мурманске была основана лесозаготовительная контора и одна из артелей была направлена в Ваенгу. Уже в 1933 бухта Ваенга была выбрана для того, чтобы начать там строительство базы Северного флота, а с 1934 начато активное строительство базы и инфраструктуры, которая будет обеспечивать оплот Северного флота СССР всем необходимым.

Сейчас Североморск носит статус ЗАТО – закрытого административно-территориального образования, проще говоря, это закрытый военный город с очень высоким уровнем секретности и попасть туда очень непросто. Я не буду говорить, как у меня получилось попасть туда. Самый простой способ попасть туда – иметь там близких родственников. Немного сложнее, когда родственники там не близкие. Намного сложнее, когда друзья. Так вот у меня там нет даже друзей. Говорят, я умею договариваться. Пусть будет так.

Сейчас город выглядит как любой небольшой город России. Нет никаких отличий, если не считать большого количества военных моряков на улицах и машин ВАИ, которые патрулируют город наравне с машинами ГАИ. Но это объясняется написанным выше.













Честно говоря, зная статус города, фотографировать людей и машины я особо не стремился, а также следил, чтобы в кадр не попали военные корабли. Впрочем, военных кораблей я вблизи не увидел. Может быть, это даже хорошо. А теперь представьте, что вот в таком виде город существует относительно недавно – с начала 50-х годов прошлого века, то есть с послевоенного периода. В 30-х годах прошлого века тут начали строить деревянные и кирпичные дома, а в соседней губе военный аэродром для морской авиации. Потом началась война и все строительство было законсервировано.

Если вы каким-то образом сможете попасть в Североморск, то вам покажут легендарную подводную лодку К-21 класса «Крейсерская».



Эта лодка знаменита на весь мир (точнее тем, кто интересуется военно-морской историей или историей Второй Мировой войны) тем, что когда немецко-фашистские военные корабли напали на печально известный караван PQ-17, смогла произвести торпедную атаку. О последствиях той атаки до сих пор не любят вспоминать даже немецкие историки. Дело в том, что после атаки К-21 под командованием капитана 3-го ранга Лунина, был поврежден немецкий линкор «Тирпиц», который до этого считался самым грозным и совершенным немецким боевым кораблем. Есть факты того, что после этой атаки «Тирпиц» был на ремонте до конца войны. Немцы везде указывали, что ремонт был «плановым», но в такие совпадения не верили ни в СССР, ни в странах союзниках.

Стоит отметить, что командир К-21 не был обязан атаковать «Тирпиц» и его охранение, он выполнял совершенно другую боевую задачу. Но он просто взял и атаковал, при этом последствия вы уже знаете. За время войны эта лодка потопила 17 фашистских транспортов и боевых кораблей, что тоже немало.

А теперь я покажу вам эту легендарную подводную лодку изнутри. С одной стороны в ней музей, а с другой – сохранили боевые интерьеры.







Кормовой торпедный отсек. Да, хранят стулья. Это нормально, так как это музей.





Перископ. Перископная глубина порядка 9 метров. То есть сама лодка под водой, а перископ над водой. И даже по нему лодку могли спокойно засечь и атаковать.



В перископ можно было вставить фотокассету и сделать снимок. Обычно на перископной глубине находились для того, чтобы произвести разведку или торпедную атаку. После торпедной атаки лодка, как правило, была обнаружена. И находиться на перископной глубине было более, чем опасно, особенно при атаке эскадры, когда на обнаруженную подлодку обрушивалась вся мощь кораблей противника. Но иногда командир лодки принимал решение сделать снимок попадания – для разведки и других военных нужд. Пример подобного снимка ниже.



Тахометры



Рубка связиста



Гирокомпас и его картушка





Носовой торпедный отсек. Тут же и спали на откидных койках, рядом с которыми хранились торпеды.











Водолазный костюм – на период того времени одна из совершенных конструкций.





А это чтобы не кричать «полный вперёд!», проще говоря связь с машинным отделением.



Капитанская рубка. Там работал командир подлодки. В общем это  та часть лодки, которая первая видна при всплытии.







Есть чем гордиться России и Северному флоту в частности. Однозначно есть. Когда ходишь по подлодке, то, с одной стороны, все красиво, интересно и можно потрогать. А с другой – сложно представить как в таком ограниченном пространстве подолгу под водой, с кучей взрывчатки под боком… Но воевали и успешно. Ничто не сломает русского человека. Причем русским я тут называю любого жителя СССР – так проще.

Выйдя вечером из К-21 можно наслаждаться заполярными ночными видами порта



Как и в Мурманске тут есть свой «Алёша» - памятник защитникам заполярья.



Ну и напоследок фотография несвойственная мне



Я думаю тут можно сделать фотографию около банального для большинства городов «я люблю город», так как город закрытый и попасть туда еще раз будет не менее сложно, чем в этот раз.

Если вам понравился репортаж – поделитесь им в социальных сетях (кнопки ниже). Ну и задавайте свои вопросы – постараюсь на них ответить.

#ростуризм #россия #мурманск #кольскийсевер2018 #туризм #мурманскаяобласть #регион51 #russiatravel


Tags: #russiatravel, #кольскийсевер2018, #мурманск, #мурманскаяобласть, #регион51, #россия, #ростуризм, #туризм, Мурманская область, Россия, Североморск, Флот
Subscribe
promo kobeleff may 7, 2014 03:19 69
Buy for 50 tokens
Друзья, моя рубрика "Интересный бизнес", посвященная людям занимающимся интересным бизнесом, обрела второе дыхание. Скажу честно, делать ее в формате текстового интервью мне бsло не интересно с самого начала, но идея нравилась. И вот я дозрел - сделал рубрику в видеоформате. Встречайте обновленную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →